Открытый урок по специальности гитара на тему: «Работа над звукоизвлечением в классе гитары» преподавателя Сологуб Ю.А.

09.12.2022 г. на народном отделении нашей школы прошел открытый урок по специальности гитара на тему: «Работа над звукоизвлечением в классе гитары» преподавателя Сологуб Ю.А. с учащимся 5 ФГТ класса Шведом Иваном.

Цель урока: Сформулировать некоторые общие правила постановки правой руки и формирования полноценного звука, основываясь на современных тенденциях мирового гитарного исполнительства.

Задачи урока:
1. Образовательная: научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в изучаемых на данном этапе произведениях, гамме и упражнениях, формирование исполнительских навыков при игре на инструменте;
2. Развивающая: формирование целостности восприятия музыкальной культуры, раскрытие индивидуальных способностей учащегося. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре;
3. Воспитательная: воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей, любви к музыке, чувства прекрасного, эстетического вкуса, расширение музыкального кругозора, воспитание разносторонне развитой личности.

Звук – фундамент, на котором строится музыка. Звучание инструмента – это его визитная карточка, ведь от качества звука зависит восприятие музыканта слушателем. Что же является залогом красивого звука? Это правильное звукоизвлечение. Гитара является инструментом, который способен звучать разными тембрами, богат приемами исполнения, но уступает в громкости другим струнным инструментам, не говоря о клавишных и духовых. Это является еще одной причиной, по которой многие гитаристы ответственно и заинтересованно относятся к занятиям над звуком. Важным моментом является осмысление и неподдельное желание в данном виде работы, т.к. это кропотливый и долгосрочный труд, который может занимать месяцы освоения.

Среди музыкантов можно услышать мнение, что дорогой инструмент позволит компенсировать недочеты или отсутствие качественного звукоизвлечения. Хороший инструмент действительно привносит весомый вклад в качество и динамику звука, но этого недостаточно. Например, на популярном видеохостинге YouTube, где хранится множество записей любителей и профессиональных музыкантов можно наблюдать, анализировать и сравнивать интересующие моменты – владение гитаристами звуком на инструментах различного качества. Вторым ярким примером служат концерты, конкурсы и фестивали, на которых абсолютно разные исполнители с различными музыкальными данными и инструментами. В обоих случаях можно найти для себя подтверждение того, что грамотное владение звуком является более значимым, чем дорогой инструмент, который прекрасно дополняет навыки музыканта, а не заменяет их.      

Данная тема очень актуальна в классе гитары как в ДМШ, так и в ССУЗах, ВУЗах. В первом случае – это базовые знания, навыки, которые вырабатываются и закрепляются у учащегося с целью дальнейшей работы над гитарной техникой. Во втором случае – это исправление ранее неверно сформированного навыка и закрепление качественного звукоизвлечения.

Объективная трудность получения чистого, красивого, богато окрашенного обертонами и вместе с тем достаточно громкого звука требует особого внимания к работе над ним, в особенности на первых этапах обучения. Нельзя забывать, что хороший звук достигается упорным кропотливым трудом, который неразрывно связан с психологическими, физическими и слуховыми качествами музыканта.