Открытый урок по специальности баян на тему: «Работа над выразительностью в классе баяна» преподавателя Семененко И.М.

13.12.2022 г. на народном отделении нашей школы прошел открытый урок по специальности баян на тему: «Работа над выразительностью в классе баяна» преподавателя Семененко И.М. с учащимся 7 ФГТ класса Колевым Николаем.


Цель урока: закрепление навыков выразительной игры
Задачи урока:

  1. Образовательная:
  • закрепить понятие о выразительной игре
  • сформировать осознанное и внимательное отношение к использованию средств музыкальной выразительности
  • выявить принципы и способы выразительной игры
  1. Развивающая:
  • развить самостоятельность при выборе средств музыкальной выразительности
  • развить стремление к выразительной игре и раскрытию характера музыкального произведения
  1. Воспитательная:
  • воспитать осознание необходимости выразительной игры
  • воспитать серьезное отношение к выбору средств музыкальной

Одной из основных и первостепенных задач педагога является воспитание исполнителя, интерпретатора, который мог бы с помощью инструмента достоверно и убедительно передать композиторский замысел, раскрыть художественный образ.
Современный многотембровый готово – выборный баян, обладающий красочной звуковой палитрой, открывает большие возможности и позволяет раскрыть содержание различными выразительными средствами. Но существенный художественный результат достигается не каким-то одним средством, а сочетанием, комплексом выразительных средств, направленных на достижение художественного результата.
Сложность музыкально-исполнительского искусства заключается как в многообразии задач, одновременно решаемых исполнителем, так и в ещё большем многообразии средств их решения, которые складываются из обще музыкальных (единых для всех инструментов), характерных для конкретного инструмента (зависят от специфики инструмента), индивидуальных (присущих манере данного, конкретного исполнителя). Но главное – это выбор выразительных средств и возможностей, необходимых для наиболее полного раскрытия художественного содержания.
Работа над выразительностью и художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте и усвоением нотной грамоты. Раскрытие характера музыкального произведения уже на первых этапах обучения, также необходимо, как и постановка технической исполнительской базы.


Мы часто пользуемся выражениями «хороший звук» и «плохой звук». Но, передовая педагогическая мысль давно пришла к выводу, что употреблять эти выражения абстрактно, вне связи с конкретными художественными задачами, не вполне правильно. К.Н. Игумнов говорил: «Звук – это средство, а не самоцель. Наилучший звук тот, который полнее всего выражает художественное содержание». Похожие высказывания встречаются и у Нейгауза и многих других. В связи с этим, неизбежен вывод: работать необходимо не над звуком вообще, а над соответствием звука содержанию музыкального произведения.


Главным условием в работе над звуком является развитое звуковое представление – «предслышание», которое, к тому же, должно постоянно корректироваться слуховым контролем. Существует тесная взаимосвязь между выразительным звукоизвлечением и слухом. Слух музыканта формируется в работе над звуком, ухо становится более требовательным. Существует и обратная связь: чем тоньше слух, тем ухо требовательней к звуку и, соответственно, выше уровень музыканта.

Слушать себя заставляет лишь тот исполнитель, который играет с ясным ощущением перспективы, цели. Без понимания перспективы, исполнение лишено развития и наводит невыразимую скуку. Нельзя забывать о том, что музыка, как вид искусства, представляет собой звуковой процесс, то есть, музыка развивается во времени.